Идеология MARKAN или как добиться хорошего звука

MARKAN

В разделе «Статьи» Вы можете найти много информации, которая с того или иного ракурса освещает мои взгляды на жизнь по многим техническим вопросам. В отличие от статей, представляющих собой сформированную информационную «порцию», данный раздел сайта рассматривается мною как открытый, постоянно изменяющийся ресурс, которому я не планирую придавать вид законченного литературного произведения, я позволю себе излагать и добавлять информацию не заботясь о ее плавных переходах из одной темы в другую.

Здесь я постараюсь более сфокусировано  рассмотреть технические вопросы и подходы к конструированию именно техники MARKAN.

Имеет место упрощенное деление аудиотехники на «аудиофильскую» и «меломанскую». Первая категория характеризует максимально точный подход к воспроизведению звукового наполнения  передаваемого музыкального события, вторая категория заявляет концепцию максимально бережного отношения к эмоциональной составляющей этого самого, воспроизводимого аппаратурой, музыкального события. Я позволю себе ограничиться таким условным делением на категории и не буду глубже вдаваться в их описательные характеристики — я подразумеваю, что раз Вы здесь, то уже имеете некоторый жизненный опыт в вопросах звуковоспроизведения и хорошо понимаете, о чем идет речь. Пожалуйста, помните — техника MARKAN относится к прецизионной аппаратуре и НЕ РАССЧИТАНА на «начинающих» аудиоэнтузиастов.

Деление техники на «аудиофильскую» и «меломанскую», конечно же, полностью условное, не имеет границ раздела и «чистых» проявлений этих характеристик. Работу любого аудио устройства можно описать, используя термины этих категорий. Именно совокупность тех или иных свойств из этих категорий, придает каждому аудио устройству его уникальный стиль подачи звука (о способности аппаратуры передавать МУЗЫКУ мы пока не говорим). Уверенное и целенаправленное использование этих свойств дает возможность говорить об узнаваемом стиле подаче звука тем или или иным производителем техники.

Итак, что же делает стиль подачи звука техникой MARKAN таким узнаваемым.

«Сердцем» любого цифрового источника звукового сигнала является ЦАП (микросхема, осуществляющая цифро-аналоговое преобразование). Именно этот узел является самым «тонким звеном» в длинной цепочке конструкции любого цифрового устройства. Я предлагаю рассматривать этот узел с такой точки зрения: весь остальной тракт, следующий за микросхемой ЦАП, воспроизводит только то, что СУМЕЛ СФОРМИРОВАТЬ ЦАП из поступающего на него цифрового потока данных. При этом, процесс ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ДАННЫХ В ЦАП’е ВСЕГДА будет ущербным (с потерями) по отношению к информационному содержанию поступающего на него цифрового потока данных. Исходя из этой позиции, некорректно говорить о том, что тот или иной ЦАП (микросхема) звучит хорошо или плохо — они ВСЕ приводят к потерям и искажениям поступающего на них в цифровой форме сигнала. Нам остается только выбирать для своих задач те типы ЦАП’ов, которые меньше всего искажают важные для нас ЗВУКОВЫЕ характеристики сигнала, которые мы уже выбираем из рассмотренных выше «аудиофильской» или «меломанской» категории.

В цифровых конструкциях MARKAN применяется ЦАП TDA1541, который я рассматриваю как наиболее ЧЕЛОВЕЧНО звучащий ЦАП всех времен и народов. Т.е., его внутренняя структура в минимальной степени (по отношению ко всем другим известным мне маркам ЦАП’ов) разрушает  фазово-временные соотношения сложных сигналов, ответственных за передачу эмоциональной составляющей музыки. Если Вы по каким-то соображениям предпочитаете другие типы ЦАП’ов, я могу порекомендовать просмотреть любые буржуйские форумы по этим вопросам — 95% информации посвящается именно ЦАП’у TDA1541.

Существуют более точно работающие ЦАП’ы, позволяющие без труда получить прекрасные  формальные звуковые показатели. Но, при этом они неисправимые «сухари». Моя позиция в этом вопросе: если с этими ЦАП’ами умирают эмоции в музыке, зачем же нужно все остальное?

Для обеспечения «чемпионских» формальных звуковых характеристик (звуковая сцена, масштабность, разрешающая способность и т.д.) в DAC MARKAN используются экстенсивные инженерные решения, среди которых: использование 8-ми сетевых трансформаторов, встроенного сетевого фильтра, 29 стабилизаторов напряжения и т.д., тщательно отобранной элементной базы и отточенной годами топологии конструкции.

Как это все соотносится друг с другом? Я считаю, что в звуке должно быть, как в фигурном катании: сначала идет обязательная программа (подача формальных звуковых характеристик) и только потом можно переходить к рассмотрению эмоциональных показателей. Сначала нужно научиться хотя бы хорошо передавать звуковую сцену и лишь затем говорить о передаче значительно более сложных явлений — МУЗЫКИ. Но, ведь именно способность передавать эмоциональную составляющую МУЗЫКИ сделала технику MARKAN столь популярной? Все правильно, потому что хорошие формальные звуковые показатели — не редкость для дорогой буржуйской техники, это всегда является необходимым, но, абсолютно не достаточным условием для того, чтобы дорогой аппарат «прижился» в домашнем тракте. Безупречные формальные звуковые показатели и полнокровное эмоциональное наполнение в подаче звука техники MARKAN — на недостижимом для буржуйской техники уровне.

Пару слов о сложившейся ситуации в области коммерческой аудиоаппаратуры. Существует два основных видов ЦАП’ов — однобитные (дельта-сигма) и мультибитовые. В разделе «Статьи» можно найти информацию о безоговорочном приоритете мультибитовых ЦАП’ов перед ущербными однобитовыми дельта-сигма. На сегодняшний день 95% коммерческой аудиотехники базируется на однобитовых дельта-сигма ЦАП’ах и только в отдельных конструкциях (как правило, очень дорогих) используются мультибитовые ЦАП’ы. ЦАП TDA1541, используемый в DAC MARKAN — конечно же, мультибитовый.

Каждый DAC MARKAN имеет в своем комплекте сетевой кабель MARKAN, без которого невозможно раскрыть весь звуковой потенциал техники MARKAN. Для многих энтузиастов вопросы необходимости использования специализированных для звука сетевых кабелей остаются загадкой. Попробую немного поделиться своими соображениями на этот счет.

Любое электронное устройство АБСОЛЮТНО ВСЕГДА является своеобразным УСТРОЙСТВОМ УПРАВЛЕНИЯ (модулятором) источника питания. Какое питание — таков и конечный результат, плюс характерные черты «управителя» (модулятора). Запитывая электронное устройство от электрической сети, мы надеемся (чаще всего неосознанно), что та дикая, первозданная энергия падающей воды, сгорающего угля, расщепляющегося атома, которая участвует в производстве электричества, передаст нам часть своей ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ структуры, в нашем случае — послужит основой для таинства превращения потока электронов (или чего-то там еще…) в ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ структуры, позволяющие нам прикоснуться к самым сокровенным аспектам исполнительского мастерства великих музыкантов. А ведь до сих пор НИКТО не знает, что же такое ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК! Почему вокруг проводника с током, возникает электромагнитное поле, из чего оно состоит, почему ток в проводнике распространяется со скоростью, несоизмеримой со скоростью движения электронов — эти и многие другие вопросы пока остаются за пределами барьера очевидности современной науки. Система уравнений Максвелла все время расширяется, но, многие простые вопросы до сих пор остаются без точного ответа. Поэтому, я не претендую в своих описаниях на «научную» точность с постным лицом — я просто делюсь своим жизненным опытом, результаты которого любой желающий может легко проверить.

Проходя тысячекилометровый путь из темных недр «царства Чубайса» электричество перестает быть в виде УПОРЯДОЧЕННОГО движения электронов, загрязняется (как и привычный нам звуковой сигнал) и приобретает некоторые хаотические физические свойства. Если мы используем «хороший» сетевой кабель, то подразумевается, что проводник этого кабеля имеет более-менее чистую и более-менее упорядоченную кристаллическую решетку (внутреннюю структуру). Проходя заключительный отрезок своего пути через наш рассматриваемый «хороший» сетевой кабель, перед самым входом в аудиоаппаратуру электричество проходит через упорядоченную кристаллическую решетку как через своеобразный фильтр, электроны и прочие носители (!) упорядочивают свое движение и траекторию — и это неизбежно сказывается на звуке. Чем больше длина специализированного «хорошего» кабеля и чем лучше его звуковые свойства — тем более заметен этот эффект.

Можно привести еще аналогию – турникеты в метро.  На улице может находиться  беспорядочная толпа пассажиров, а к поездам пассажиры поступают стройными рядами и колоннами. Абсолютно все пассажиры с улицы поступают к поездам. Задержек нет никаких —  бесформенная толпа все равно не сможет уехать быстрее,  чем упорядоченный турникетами поток.  Но, степень внутреннего порядка и оптимальность функционирования всех служб метрополитена обеспечивается именно турникетами.

В хорошем  сетевом кабеле роль подобных турникетов выполняет внутренняя упорядоченная структура проводника.  В аппарат все равно поступает  такое же «количество» электроэнергии, как и с «обычным» кабелем,  но вот качество этой самой электроэнергии совершенно разное – звук будет совершенно разный.

Длина сетевых кабелей MARKAN составляет 2м18см (по проводнику). Эта величина достаточно длинная, для эффективного проявления описанного выше явления, а конкретная длина была выбрана из озвученных, в свое время, уважаемой фирмой NORDOST значений «волшебных» длин кабелей. Так ли это на самом деле — я не задумывался и не экспериментировал, просто воспользовался конкретными рекомендациями этой фирмы.

Сетевые кабели MARKAN дают потребителю еще одну возможность влияния на звук за счет разбрасывания в пространстве «рукавов» кабеля. Это дает дополнительную открытость и свободу звуку. Нет ничего проще самостоятельно поэкспериментировать и убедиться во всем этом.

Не устаю напоминать о крайне важном для серьезного звуковоспроизведения факторе оптимальной фазировки всех сетевых вилок аппаратуры. Чем на более высокий уровень звуковоспроизведения претендует тракт, тем более заметным оказывается этот фактор. Для техники MARKAN вопросы оптимальной фазировки сетевых вилок всего тракта очень актуальны и подробно описаны в инструкции по эксплуатации.

Эффект «упорядочивания» любого электрического сигнала при прохождении через упорядоченную кристаллическую решетку проводника, присущ любому кабелю в аудиотракте и межблочный кабель MARKAN демонстрирует это явление в максимальной мере. В аудиопериодике, при тестировании межблочных кабелей, не раз отмечалось, что звучание с дорогим кабелем значительно интереснее, чем при использовании перемычки нулевой длины. В активных каскадах аудиотехники звуковой сигнал приобретает немалую «хаотическую» составляющую, которая отсеивается при прохождении сигнала через упорядоченную кристаллическую решетку проводника. Скорее всего (я придерживаюсь именно такого мнения) звуковые свойства ПРОВОДНИКА кабелей полностью определяются степенью однородности (чистоты металла) и пространственной упорядоченности его кристаллической решетки (другими словами — его внутренней структуры).

Межблочный кабель MARKAN изготавливается из проводника, получаемого ручным набором необходимого сечения проволочки диаметром 20 микрон (для справки: диаметр человеческого волоса составляет, в среднем, 50 микрон). Эта проволочка была получена путем вытягивания из расплава меди монокристалла проводника. Для таких технологических задач идет только самая чистая медь. Этот метод цветной металлургии не раз упоминался в аудиопериодике как метод японского профессора Оно. Проволочка  для межблочного кабеля MARKAN была изготовлена в 70-х годах 20-го века в недрах отечественного оборонного комплекса, где никто не слышал про этого японского профессора. Ни один известный мне буржуйский кабель не использует проводники такого малого диаметра, позволяющий получить максимально упорядоченную кристаллическую структуру. Металл предельной чистоты, который идет на подобные задачи, приобретает совершенно иные свойства, связанные именно со свойствами его кристаллической решетки — чистые металлы начинают проявлять свойства кристаллов и меньше похожи на металлы. Банковские слитки чистого золота покрыты мельчайшими кристаллами этого металла, видимые даже невооруженным глазом и образующими хорошо различимые домены на поверхности слитка. Всем известно, что золото — предельно пластичный металл, не имеющий ничего общего с «привычными» кристаллами. Когда металл становится чистым, он начинает проявлять кристаллические свойства, которые как раз и используются в аудиотехнике.

Новые разъемы для межблочников так же поддерживают концепцию борьбы за звук любой ценой. Контакты из чистого серебра являются наиболее оптимальным выбором материала — очень часто этот металл служит для покрытия высокочастотных разъемов и проводников, работает в контактных группах прецизионных реле, из него изготавливаются даже аудиокабели. С моих жизненных позиций — это оптимальный выбор металла для контактов. Известный эффект потемнения серебра связан не с окислением, а с  сульфатацией серебра в атмосфере с содержанием серы. Для этого металл должны обдувать большие объемы воздуха. В условиях закрытого разъема этого не происходит. В отличие от окислов (меди, например), сульфатация не приводит к появления полупроводникового эффекта, т.е. не вмешивается в работу проводника.

Контактный узел разъема межблочников из дерева — это тоже очень смелый шаг в борьбе за ВАШ! звук. Перебор разных материалов для этого узла продемонстрировал неоспоримые преимущества именно дерева — опять-таки, натуральные растительные волокна и воздух между ними. Осталось только оптимизировать производственный процесс под этот непростой материал (попробуете нарезать резьбу M12 шаг1 по дереву!) — и, результат налицо. Хвостовики разъемов вытачиваются из эбонита (это, практически, тоже натуральный материал, получаемый вулканизацией натурального каучука с серой) — это уже для хорошей «ухватистости» разъема.

Сочетание серебра и дерева устраняет хорошо извесный «серебрянный» оттенок в звуке, эти материалы просто очень хорошо дополняют друг друга по своим звуковым свойствам и звуковой результат получается очень нейтральным по балансу.

Итак, напомню основные положения в конструкции межблочного кабеля MARKAN: набор проводника кабеля по принципу литцендрата из проволочки диаметром 20 микрон, изготовленной методом вытягивания монокристалла меди из расплава; отсутствие синтетических диэлектриков в конструктиве кабеля; пространственное разнесение проводников кабеля; использование разъемов с контактами из чистого серебра c минимальными объемами металла в разъеме. Результат — беспрецедентно чистый звук и недостижимая для импортных коммерческих кабелей трактовка МУЗЫКИ, неизвестно откуда вдруг проявляются самые тонкие исполнительские нюансы, интонационные акценты и выразительные паузы.

Ну, что ж… В пылу борьбы за самый топовый звук пришлось пожертвовать, так сказать, «дизайном» всех выпускаемых кабелей. Дизайн для кабелей — это штука условная, их все равно не видно в реальной эксплуатации — дизайн необходим кабелю только в момент покупки для привлечения внимания покупателя. У межблочников MARKAN есть чем привлечь внимание — звуковым результатом. Поэтому, мою позицию в отношении дизайна кабелей можно сформулировать просто: Никакого «дизайна»! Только звук! Все делается предельно аккуратно и добротно. Если Вам нужен «дизайн» — на рынке много дизайнерских находок в кабельном хозяйстве, если Вам нужен звук — то это к нам, больше такого звука не бывает! Ни за какие деньги!

Принцип гальванического разделения блоков и устройств хорошо известен и в области аналоговой звукотехники. Характерными представителями такого подхода являются каскады (и устройства) с трансформаторной связью. Профессиональная звуковая аппаратура сплошь и рядом использует такой вид соединения (балансные интерфейсы). Каскады и устройства с трансформаторной связью обладают выраженным характером подачи звука, обусловленным именно гальванических разделением блоков — звук получается более открытым, масштабным  и свободным. Лично я рассматриваю подобные подходы как самые оптимальные и перспективные как в аналоговом, так и в цифровом доменах.

По поводу шины I2S. Очень привлекательно, можно сказать даже «соблазняюще» выглядит идея использовать шину I2S для соединения двух цифровых аппаратов в звуковом тракте. В теории всё просто шикарно! Правда, все при этом забывают одну простую вещь: в этом случае два аппарата превращаются в «сиамских близнецов», у которых все «отходы жизнедеятельности» (помехи и пр.) циркулируют уже по обоим аппаратам. Интерфейсы S/PDIF и TOSLINK обеспечивают гальваническую развязку между цифровыми аппаратами, при этом сами аппараты живут своей оптимальной жизнью и друг другу не мешают. Как только их соединят по шине I2S или USB – они сразу же превращаются в «сиамских близнецов».
Через интерфейсы S/PDIF и TOSLINK всегда проходит сигнал постоянной мощности, не зависящий от состава передаваемого сигнала – это особенность этих интерфейсов. Что получается: при использовании интерфейсов S/PDIF и TOSLINK цифровые аппараты и сам интерфейс  работают в идеальных условиях. Это именно то, что нужно хорошему звуку — идеальные условия для работы всех звеньев тракта.
При использовании шины I2S через интерфейс передается сигнал переменной мощности, при этом параметры интерфейса так же меняются (проводники нагреваются/остывают – их сопротивление изменяется, изменяются  перекрестные помехи, изменяются помехи по питанию передающих и принимающих узлов и пр.).  Что получается: аппараты у нас и так «сиамские близнецы» и плюс вышеописанные проблемы длинной шины I2S между аппаратами. Как результат: звук в стиле «консервная банка» или «пустое ведро с гайками» — конкретный вариант зависит от конкретных аппаратов.  Других вариантов просто не бывает.
Так почему же шину I2S можно встретить практически в каждом навороченном буржуйском аппарате? Всё дело в том, что шину-то встретить можно, а вот рекомендаций производителя по ее использованию – нет. Существует определенная «мода» (правда, как и положено моде – уже давно умерла) на шину I2S, её организация не стоит ни копейки производителю – вот вам (потребителям) модная игрушка, развлекайтесь на здоровье. БЕСПЛАТНО!
Классические цифровые интерфейсы S/PDIF и TOSLINK всегда были наилучшими для звука, продолжают ими оставаться и всегда будут наилучшими для звука. Правда, при этом они всегда были, есть и будут недешевым удовольствием.
Как следствие вышесказанного — лучшими цифровыми музыкальными источниками всегда были, есть и будут двухблочные аппараты (транспорт + внешний DAC). На свете не существует хорошего одноблочного цифрового источника, который мог бы хоть как-то конкурировать с хорошей двухблочной аппаратной связкой (дополнительная причина этого — электромагнитные поля разных функциональных узлов, которые должны быть пространственно разнесены). Природу не обманешь.

В последнее время в цифровой звукотехнике стала популярна концепция синхронизации нескольких внешних цифровых устройств от одного общего генератора. В DAC’е MARKAN частично используется такой технический подход во ВНУТРЕННЕМ узле реклокинга. Задающий встроенный генератор осуществляет пересинхронизацию звукоданных на нескольких этапах их продвижения внутри устройства. На самом деле, я не сторонник использования жесткой синхронизации, как внутри устройства, так и, особенно, в конфигурации нескольких самостоятельных устройств. Как можно заключить из всего предоставляемого мною информационного материала, я рассматриваю ЦИФРОВОЙ звуковой сигнал просто как разновидность АНАЛОГОВОГО звукового сигнала и предпочитаю относиться к ним одинаково бережно. В домене аналоговых звуковых сигналов подавляющее большинство аудиоэнтузиастов предпочитают иметь дело с аппаратурой, не использующей Отрицательные Обратные Связи (ООС). Ламповая аудиотехника в максимальной мере поддерживает эту концепцию. В транзисторной технике без Местных ООС практически невозможно обойтись, здесь основная задача — попытаться обойтись без Общих ООС. Звуковая техника, использующая Общие ООС отличается характерной подачей звука, которая нравится немалому сообществу аудиоэнтузиастов. Я предпочитаю аудиотехнику без ООС (ламповую). Внешнюю синхронизацию цифровых блоков я рассматриваю как жесткую (глубокую) Общую ООС в пределах нескольких устройств. Я считаю, что поток звукоданных должен литься жизнерадостно, легко и свободно, как аналоговый сигнал с винилового проигрывателя (никто ведь не подает сигнал с фонокорректора куда-нибудь обратно в проигрыватель). В противовес «солдатскому маршу» под командованием внешнего генератора. Использование узла синхронизации в DAC MARKAN сопровождается инженерными подходами, позволяющими избежать излишне жесткой привязки синхронизируемых блоков друг к другу и задающему генератору — мы ведь говорим об аналоговом характере звука техники MARKAN. В двух словах: если Вам нравится аппаратура с Глубокими Общими ООС — Вам понравится и концепция внешней синхронизации в цифровом домене. Если Вы предпочитаете аудиотехнику без ООС (ламповую) — лучше побыть «консерватором» и в цифровом домене.

Не перестают меня удивлять аудиоэнтузиасты, использующие, так называемые «Антифазные линии» из проводов, купленных в ближайшем магазине электротоваров. Ребята, Вы не представляете, как далеки подобные «кабели» от звука! Каким болотом Вы себя пичкаете всю жизнь вместо Музыки! Сколько подобных «линий» уже было заменено на кабели MARKAN, но, поток не иссякает. Ребята, пожалейте себя! Порадуйте себя нормальными кабелями, которые будут служить Вам верой и правдой всю жизнь!

Что такое «non-oversampling DAC», которым является DAC MARKAN?  Термин «non-oversampling» переводится как «без передискретизации», что для 99% аудиоэнтузиастов звучит еще более запутанно, чем до перевода этого термина. Передискретизация — это разновидность математического преобразования сигнала, находящегося в цифровом виде. Для сигнала, находящегося в аналоговом виде, такая процедура не может быть проведена – она  используется только для сигнала в цифровом виде. Т.е. смотрим внимательно на цепочку прохождения цифрового сигнала при ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПЕРЕДИСКРЕТИЗАЦИИ: цифровой источник -> узел передискретизации -> микросхема ЦАП (а далее сигнал уже находится в аналоговой форме и мы его сейчас не рассматриваем). В конструкциях «non-oversampling DAC» (т.е. в DAC MARKAN) эта цепочка выглядит короче: цифровой источник -> микросхема ЦАП.

Теперь просто включаем логику:  в процессе записи музыканты стараются, вокалисты выпрыгивают из платьев и брюк, у дирижеров уже руки отваливаются, звукорежиссер вытирает пот со лба – и все это ради того, чтобы произвести неизгладимое впечатление на слушателя. Бережно записанный и оцифрованный сигнал куплен дрожащими от предвкушения руками аудиоэнтузиаста и принесен домой. Кнопка Play нажата, цифровой сигнал потёк по своей траектории, чтобы в итоге  излиться  на слушателя божественным эфиром. В комнате прослушивания сейчас только музыканты и слушатель (аудиоэнтузиаст). Или еще кто-то? Да, так и есть! Комната прослушивания оказывается битком набита какими-то душманскими инженерами, математиками и прочими тёмными личностями, которые решили, что здесь «что-то не так», что без них не обойтись и они еле успели, чтобы  «подправить в консерватории» и вставили в цифровой аппарат аудиоэнтузиаста «узел передискретизации», который преобразовывает ЛЮБОЙ поступающий на него цифровой сигнал по какому-то душманскому математическому алгоритму. Давайте еще раз – музыканты стараются, а мы их через мясорубку! Для чего? А потому что абсолютное большинство микросхем ЦАП не способны «переварить» музыкальный цифровой сигнал в исходном-первозданном виде, им нужен только «фарш».

Теперь мы подошли к самому главному: однобитовые микросхемы ЦАП (которые используются в 95% коммерческой аппаратуры) имеют «узел передискретизации» прямо встроенный в саму микросхему ЦАП. Почему этот так и только так – подробно описано в моих технических статьях в разделе «Статьи». Бережный режим обращения с музыкой (non-oversampling, т.е. БЕЗ ПЕРЕДИСКРЕТИЗАЦИИ) ВОЗМОЖЕН только при использовании мультибитовых микросхем ЦАП. Слово «ВОЗМОЖЕН» выделено особо – потому что даже при использовании мультибитовых микросхем ЦАП большинство инженеров-разработчиков использует дополнительные микросхемы «цифровых фильтров» (осуществляющих, в том числе, и передискретизацию сигнала), т.к. режим «БЕЗ ПЕРЕДИСКРЕТИЗАЦИИ» очень сложно реализовать на практике, гораздо проще технически использовать «узел передискретизации». А как же слушатель? Да кому он нахрен нужен этот слушатель, когда пошла такая конкуренция между производителями за самые навороченные математические алгоритмы передискретизации! Слушатель должен сидеть на попе ровно, а не мешаться  со своими чаяниями под ногами у математиков и инженеров, они же умнее его и лучше знают, что ему, несчастному, нужно! Современную цифровую технику слушать просто невозможно — любой энтузиаст винила вам это подтвердит (рассмотренная причина — далеко не единственная для этого).  Но, не всё так плохо – есть еще единичные производители, которые заботятся именно о слушателях и не используют все эти фокусы для облегчения своей жизни. Ваш покорный слуга в том числе.

По выбору микросхему ЦАП. В Интернете на форумах очень популярны рассуждения вида «такая-то микросхема ЦАП звучит так-то, другая микросхема ЦАП звучит так-то, а самая лучшая микросхема ЦАП – вот эта! (и тут все приводят совершенно разные марки)». На самом деле микросхема ЦАП  — НЕ ЗВУЧИТ НИКАК, это просто «железка», одна из деталей  конструкции, одна из шестерёнок в сложном механизме (причём, далеко не самая важная). Микросхема ЦАП выполняет роль «сцепления (трансмиссии)» по аналогии с автомобилями. В автомобиле трансмиссия соединяет два важнейших узла – двигатель и ходовую часть, которые и определяют полностью характеристики автомобиля. Трансмиссия никак не влияет на характеристики автомобиля, просто неправильный выбор трансмиссии может только ухудшить характеристики автомобиля. Точно так же и в звуке: «звучат» правильно сконструированные цифровая часть и аналоговая часть устройства, а между ними находится «трансмиссия» — микросхема ЦАП. В свой автомобиль лично я установил комплект усиленного сцепления от Mitsubishi Pajero – мой автомобиль не превратился после этого в Mitsubishi Pajero, а остался прежним, не изменилось вообще ничего ни в его характеристиках ни в его поведении. Потому что конечный результат определяется не какой-то одной «самой главной» деталью, а задуманной с чистого листа КОНСТРУКЦИЕЙ, разрабатываемой с прицелом на какой-то конечный результат. Я думаю, очевидно, что во внедорожник нет никакого смысла ставить трансмиссию от «пузотёрки» (городского автомобиля), так же как нет смысла ставить в «пузотёрку» трансмиссию от внедорожника – КОНСТРУКЦИЯ автомобиля сама диктует тот тип трансмиссии, который должен быть использован, простой  заменой одной трансмиссии на другую мы ничего не добьёмся. Я думаю, с этим понятно. Теперь переходим к звуку. Просто заменив в готовой конструкции одну микросхему ЦАП на какую-то «самую лучшую» — мы не получим «самого лучшего звука». Я думаю, это предельно очевидно. Иначе бы весь мир ставил бы только «самые лучшие микросхемы ЦАП» и у всех производителей был один и тот же «самый лучший звук». Повторю: «звучит» вся КОНСТРУКЦИЯ, в которой невозможно выделить какую-то «Самую Главную Деталь» (все детали одинаково важны для результата), конструкция у всех производителей разная, (поэтому у всех производителей разный звук, несмотря на возможное использование одних и тех же микросхем ЦАП) и каждый производитель выбирает ту или иную «прокладку» (микросхему ЦАП)  между цифровой и аналоговой узлами своей конструкции исходя из соображений, чтобы из цифровой части конструкции «перетекало» в аналоговую часть как можно больше  того звукового потенциала, который разработчик стремится донести до слушателя.  Давайте еще раз: звуковой потенциал конструкции определяется ПОЛНОСТЬЮ идеологией ЦИФРОВОЙ И АНАЛОГОВОЙ ЧАСТЕЙ конструкции, а микросхема ЦАП – это просто «прокладка», связующее звено, «ТРАФАРЕТ» между ними, который никоим образом не может что-то «улучшить» в звуке, может только «ухудшить»,  т.к. это просто «трафарет», через который мы пропускаем сигнал. Есть у нас в распоряжении ХОРОШИЙ (качественный) сигнал в цифровом виде — пропуская его через этот «трафарет» мы будем иметь ХОРОШИЙ сигнал на входе аналоговой части. Для хорошего звука нам требуются хорошие цифровая и аналоговая части и правильно подобранный «трафарет» между ними. Используя разные «трафареты» мы, действительно, можем влиять на результирующий звук (т.к. каждый «трафарет» по-своему ИСКАЖАЕТ сигнал), но, объявлять этот «трафарет» какой-то «самой главной деталью» — удел дилетантов.

Следует особо отметить, что через этот «трафарет» проходит не сам музыкальный сигнал, а ПОВЕДЕНИЕ ЦИФРОВОЙ ЧАСТИ УСТРОЙСТВА под воздействием музыкального сигнала на ее входе (примерная аналогия: музыкальный сигнал «давит на газ» в автомобиле —  мы имеем дело с поведением двигателя и КПП) . Как мы уже видели чуть выше по тексту, коммерческая цифровая техника подает на этот «трафарет» абсолютно изуродованный «узлами передискретизации» и «цифровыми фильтрами» сигнал. Даже если убрать эти уродские узлы из коммерческой аппаратуры — на вход «трафарета» музыкальный сигнал будет всё равно поступать в изуродованном виде. Почему так — чуть более подробно расписано у меня в технических статьях в разделе «Статьи», мы же продолжим автомобильные аналогии: в любом автомобиле есть КПП (она «ломает» линейный отзыв автомобиля на нажатие педали газа), которая отсутствует только в инновационных электромобилях типа «Тесла». При этом «Теслы» несут на борту несоизмеримо более сложную электронику, чем «классические» автомобили. DAC MARKAN — это «Тесла» в звуке. Он несет на своем борту невероятно сложные цифровую и аналоговую части для эффективного решения всех  задач, связанных с высококачественным воспроизведением звука. Любая коммерческая аудиотехника несоизмеримо проще по электронике, чем DAC MARKAN. В коммерческой цифровой аудиотехнике на вход «трафарета» поступает абсолютно изуродованный музыкальный сигнал. Любой энтузиаст винила Вам это подтвердит, а мы идем дальше.

Цифро-аналогового преобразования без потерь в качестве исходного сигнала просто не бывает — при прохождении сигнала через «трафарет» сигнал в той или иной мере искажается, т.к. подвергается нелинейным процессам преобразования. Нелинейные процессы — это такие, которые невозможно «провернуть взад» и получить тот же самый сигнал. Существуют линейные преобразования, но, процессы цифро-аналогового (и аналого-цифрового) преобразований всегда нелинейны по своей сути. Эти потери (искажения) в исходном музыкальном сигнале как раз и формируют тот звуковой характер конкретных микросхем ЦАП, о котором все говорят как о каком-то «звучании» этих микросхем, подразумевая, наверное, что достаточно на отдельную микросхему ЦАП подать питание и воткнуть ей на вход сырую соломинку в качестве антенны — и польется божественный нектар из акустики.  Я думаю, теперь должно быть понятно, что все разговоры об этом собственном «звучании» микросхем ЦАП – полная чушь и бред, т.к. полно аудиотехники в ценовых диапазонах $100-$20.000,использующих одни и те же микросхемы ЦАП и имеющих просто несоизмеримый звуковой потенциал (который, как мы помним, полностью определяется ВСЕЙ КОНСТРУКЦИЕЙ аппарата).  В DAC MARKAN используется микросхема ЦАП TDA1541 как наиболее подходящая для идеологии всей конструкции. Я без проблем могу использовать в своей конструкции любые микросхемы ЦАП, это абсолютно не вопрос. Всё дело в том, что если путем использования какого-то иного типа микросхемы ЦАП можно было бы добиться лучшего результата в звуке – я бы использовал другой тип микросхемы ЦАП, в чем проблема? Проблема только в том, что, действительно, не всем нравится «аналоговый», «виниловый», «человечный», «красивый», «утончённый» характер подачи звука DAC MARKAN. Некоторым нужно больше агрессии, «грязи», «остроты»,  «нахрапистости» и пр. или они судят о звучании DAC MARKAN только по фотографиям – именно эти ребята критикуют DAC MARKAN за то, что в нем используется какой-то «неправильный» тип микросхемы ЦАП (помните в мультфильме: «Это какие-то неправильные пчёлы!»). И это правильно. И это хорошо. Равновесие «Инь-Ян» называется, т.е. гармония во Вселенной. Напомню: в DAC MARKAN микросхема ЦАП (и не только она) используется с задействованием ее ряда недокументированных возможностей, что резко отличает ее звуковой потенциал от «стандартного» включения. Такие «недокументированные возможности»  у других типов микросхем ЦАП просто отсутствуют. Я думаю, теперь становится немного понятно: что, как и почему.

По ламповому каскаду DAC’а. «Ламповый звук» — вечная мечта большинства аудиоэнтузиастов. Ламповые конструкции идеальны для звука – я и сам полностью с этим согласен. «Ламповый каскад должен облагородить сухую природу цифрового звука!» — частенько раздаются возгласы – «ламповый выхлоп в DAC’е – наше всё!».

Я тоже проходил этот этап эволюции и завершил его где-то в районе 2005г. Ламповый выход в DAС’е подразумевает практически единственный способ организации узла преобразования ток/напряжение (I/V) – на резисторе. И вот здесь как раз и начинаются все засады со звуком. Давайте еще раз: не с применением ламп в цифровых устройствах, а именно с резистивными преобразователями I/V, которые являются единственным разумным условием для применения ламп в цифровых конструкциях.

Так в чем же проблема? Многие самодельщики любят использовать резистивные преобразователи I/V по поводу и без повода, ссылаясь на именитые бренды Audio Note и Kondo, которые так же пропагандировали эту идею. А проблема проста – идеология звука. Помните, мы все время говорили о «мурашках по телу» при прослушивании музыки через продукцию MARKAN? Все дели именно в этих «мурашках», т.е. когда сознательные аспекты человека входят в некий резонанс со смысловым невербальным содержанием музыки и это откликается в виде некоторых физиологических реакций тела. «Мурашки» или есть или их нет – резонанс (вовлечение) человека с музыкой или есть или его нет. Если использовать резистивный I/V преобразователь, то этого резонанса никогда нет и не будет. Все дело в энергетике звучания.

Дело в том, что резистивный метод I/V преобразования чужд по своей природе идеологии построения мультибитовых  микросхем ЦАП ( т.е. тому единственному типу ЦАП, о которых есть смысл говорить по отношению к серьезному звуку). Общая подача звука при использовании резистивного I/V не получает той энергетической наполненности, которая способна сдвинуть состояние человека в сторону его резонанса с музыкой. Повторю – все это я проходил уже много лет назад и ловить здесь нечего. Резистивный I/V и ламповый выходной каскад позволяют ЛЕГКО ПОЛУЧИТЬ ПЕРВЫЙ ХОРОШИЙ ЗВУК, но, этого бесконечно мало для начала разговора о действительно серьезном звуке.

Звучание цифровых аппаратов с ламповым выходным каскадом получается «жиденьким», этакая сладкая водичка для страдающих половым бессилием.  Очень хорошо идут очень старые записи, а-ля ремастеринг Лихницкого, вокал и… всё на этом. DAC MARKAN использует аналоговую часть на дискретных полевых транзисторах без ООС, которая со счетом  5:1 выигрывает при лобовом столкновении  с ламповыми выходными каскадами. DAC MARKAN способен изменить ментальное состояние слушателя; аппараты с  ламповыми выходными каскадами – слишком слабы по энергетике для этого. Энергетика – это не просто какая-то «мощь» (мощь – это само собой разумеется, это было бы слишком упрощенно), это, скорее «размах», «полет», «раздвигание границ», «отсутствие условностей», «ощущение сопричастности», ну и «мощь» и «масштаб«, естественно.

Хороший звук — это когда «заводится» пространство вокруг слушателя, когда звук идет не из колонок, а появляется буквально ниоткуда в пространстве, пространство само излучает музыку для слушателя. Очень хороший звук — это когда открывается «портал» в пространстве, слушатель буквально «проваливается», «улетает» из реальности. Помните  хороший момент в фильме «Стиляги», когда главный герой «улетает» в гости к Charlie Parker ? Для этого как раз нужна энергетика, именно это я имею в виду под термином «энергетика». На резистивном I/V преобразователе невозможно так завести пространство, чтобы полностью завладеть вниманием слушателя чтобы  начали происходить подобные изменения окружающей слушателя реальности.

Давайте еще раз: использование ламп на выходе мультибных ЦАП приводит к обеднению звука по энергетике (поэтому я их здесь и не использую), во всех остальных случаях — лампы всегда лучше транзисторных технологий (мощные выходные каскады усилителей  пока не трогаем).

По звуковым форматам.  DAC MARKAN не поддерживает звуковые форматы с частотой дискретизации выше 96 кГц и форматы SACD, DSD, DSF. Дело вот в чём. Для поддержки форматов выше 96 кГц нужны другие микросхемы цифрового приемника (других ограничений в DAC MARKAN для этого нет). Все существующие для этих целей микросхемы – это сразу «убитый звук» (исходя из моих жизненных ценностей). Я, «по долгу службы», общаюсь с огромным количеством аудоэнтузиастов – НИ ОДИН из них не сказал мне, что он «жить не может»  без форматов выше 96 кГц. Наоборот, абсолютно все отмечают, что у форматов выше 96кГц нет абсолютно никаких преимуществ перед форматом 96 кГц. Сейчас  студийным форматом де-факто является 96кГц. Использованная в DAC MARKAN элементная база позволяет полностью сосредоточить весь звуковой потенциал в это области и добиться непревзойденного звука в форматах до 96кГц включительно, который гарантированно лучше, чем если слушать форматы выше 96 кГц на любой другой аппаратуре. Никто не отменял предварительную возможность конвертации форматов в любую сторону на компьютере для прослушивания форматов выше 96 кГц через DAC MARKAN – прекрасный результат.

Теперь  по форматам SACD, DSD, DSF. Это, практически, один и тот же звуковой формат SACD. Формат SACD НЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТ использования внешних устройств ЦАП (DAC), т.е. проигрыватели SACD не выводят наружу сигнал SACD, выводят только сигналы с дисков CD и DVD. Т.е. к проигрывателю SACD невозможно подключить никакой внешний ЦАП (DAC) для прослушивания дисков SACD. Существуют методы копирования дисков SACD и дальнейшего их воспроизведения через внешние устройства – это именно форматы DSD и DSF. Работа с этими форматами возможна исключительно через интерфейс USB – это гарантированно «убитый звук». Существуют методы передачи этих звуковых форматов и по классическим интерфейсам S/PDIF и TOSLINK, правда, при этом используется аппаратное или программное преобразование исходного сигнала – это тоже гарантированно «убитый звук». Что имеем в итоге: звуковые форматы  SACD, DSD, DSF не предназначены для высококачественного воспроизведения звука, ориентироваться на них никакого смысла нет, хороший результат в классических звуковых форматах PCM (это СD, WAV, FLAC, APE и пр.) просто несоизмеримо лучше чем в форматах  SACD, DSD, DSF. В форматах  SACD, DSD, DSF звук выдавливается как зубная паста из тюбика – всё сдавленое, компрессированое (как MP3), искусственное, всё одинаковое.

Еще раз повторю свою позицию: все это Вы легко можете проверить сами в своем тракте. Именно для этого и предлагается программа реального знакомства со звуком MARKAN.

С глубоким уважением, Андрей Маркитанов.

MARKAN — всегда в центре звука!

Те, кто познакомился со звуком MARKAN знают о счастье больше других. Будьте счастливы!